Воскресенье, 19.05.2024, 09:17

Меню

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249

Возраст сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добавить

Поиск

Категории раздела

    Влияние родителей
на профессиональное самоопределение молодежи
 
Выбор профессии - наиболее важное решение для молодых людей, оканчивающих среднюю школу.  Важность вопроса выбора профессии обусловлена рядом морально-психологических причин.
      Во-первых, каждый человек нуждается в независимости, признании и любви окружающих, чему способствует выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах других и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.
     Во-вторых, стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности способствует утверждению чувства собственного достоинства.
     В-третьих, от того, насколько велик успех молодого человека в его собственных глазах и глазах окружающих, зависит уровень его самооценки и смысла собственной жизни. 
     Выбор молодым человеком профессии обусловлен многими обстоятельствами. В результате опроса старшеклассников, было выявлено, что на выбор профессии чаще всего влияют родители. Это неслучайно, так как сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: его потребности и мотивации, систему отношений к себе и окружающим. Однако возникает вопрос, всегда ли это влияние оказывает положительное воздействие? 
     Родители влияют на интересы и занятия детей с раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Продолжение семейных традиций всегда всемерно поддерживалось, приветствовались "семейные династии" - актерские, врачебные, учительские и другие. Это было связано не только с более широкими возможностями передачи профессионального мастерства и "секретов" профессии от поколения к поколению, но и погружало ребенка с детских лет в особую атмосферу благоговения перед профессией, ее "миссией". Кроме того, жизненный опыт родителей, их представления о престижности того или иного вида деятельности, наконец, их неоспоримое желание блага для своих детей делают совершенно необходимым коммуникативный диалог "отцов" и "детей" в процессе принятия такого жизненно важного решения, как выбор профессии. Поэтому нет ничего негативного в том, что родители дают совет, направляют профессиональный выбор своих детей.
     Вместе с тем очень часто необходимость диалога по этому вопросу упускается старшим поколением из виду. Диалог превращается в авторитарный монолог, в процессе которого родители предопределяют и/или ограничивают выбор детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или чспециализации в колледже, на приобретении указанной ими профессии. Чаще всего в таких случаях не учитываются интересы, способности, желания подростков. Однако родители оправдывают (перед собой, детьми и окружающими) свою жесткость в этом вопросе опять же "благими намерениями", демонстрируя ряд мотивов своего авторитарного поведения.
     Одним из таких мотивов может быть желание родителей, чтобы ребенок приобрел специальность, которой они сами всегда интересовались, но так и не смогли получить. В этом случае родители хотят осуществить свои мечты, реализовать себя через детей, за "их счет", не замечая эгоизма собственного поведения. Другие родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще (справедливо или не справедливо - это другой вопрос), ориентируют их на получение рабочей профессии, ограничивая таким образом для них круг возможного профессионального выбора. Третьи при выборе своим ребенком того или иного вида деятельности ориентируют его прежде всего на материальное вознаграждение, подменяя понятие "счастье" понятием материального успеха. Внушается, что умение "делать деньги" является главным достоинством человека. Причем за этой ориентацией часто стоит не меркантильный интерес родителей или их жадность, а опять же желание для своего ребенка жизни "в достатке", порожденное годами собственных материальных трудностей.
     Сила убеждения (а иногда и принуждения), авторитет родителей и любовь к ним, как правило, приводят к тому, что зачастую подростки не решаются и не умеют возражать родителям и соглашаются с их желаниями, чтобы избежать конфликтов, не потерять их поддержку или просто сделать им приятное. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда молодые люди, стоящие на пороге выбора будущей профессии, просто не знают, чего они хотят. И опять - в этом не вина, а, скорее, их беда. Здесь, во-первых, сказывается по-прежнему формальное отношение школы к решению проблемы профориентации (чтобы не сказать - отсутствие ее решения). Во-вторых, большую роль играют и упущения семьи подростка. Ориентация его на личный, иногда мучительный, поиск смысложизненных ценностей, собственного предназначения, раскрытие значимости для личного счастья "нахождения самого себя" этот предмет духовного поиска часто остается за рамками диалога "отцов" и "детей". В-третьих, добровольный отказ "детей" от диалога и подчинение их воле "отцов" связаны еще и с их неподготовленностью к ведению такого диалога. Коммуникативные способности и навыки подрастающего поколения в настоящее время развиты очень слабо. Отсутствие или низкий уровень культуры общения, неумение слушать и слышать другого, аргументировано выражать свои мысли, неумение использовать разные "уровни" и избегать "барьеров" в общении - распространенная "болезнь", которой страдают сегодня обе стороны, приступающие к диалогу. Но и эта "болезнь" - тоже на совести старшего поколения.
     Сегодня общение все более осознается как самостоятельная нравственная ценность. Изменились его содержание и форма, особенно в молодежной среде. Молодые люди почувствовали вкус свободы самовыражения, проявляющейся в расширении сферы общения и в раскованности, с которой они общаются друг с другом и со старшими. Вместе с тем выявилось несовершенство нашего общения, его недостатки: неумение и нежелание людей, особенно принадлежащих к разным поколениям, услышать и понять друг друга, нетерпимость, а зачастую - агрессивность, эгоизм и даже жестокость в общении. Это является, прежде всего, следствием низкой культуры общения, формирование которой у новых поколений людей, вступающих в поле межличностного общения, - одна из важнейших функций поколения "отцов". Но это требует и от них самих достаточно высокой культуры общения.
     Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным. Родителям следует учитывать, что продуктивное ведение диалога с детьми предполагает соблюдение следующих условий:
  • способность воспринимать другого (в данном случае - собственного ребенка) как личность такого же уровня, что они сами;
  • признание принципиального равенства, независимости "партнеров", уникальности и "инаковости" друг друга;
  • готовность услышать от собственных детей нечто, основывающееся на различии и оригинальности точек зрения, что не входит в представления и планы родителей;
  • ориентированность каждого участника диалога на понимание и интерпретацию его точки зрения партнером, на "взаимодополняемость" позиций участников диалога; готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;
  • соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.
     Таким образом, напрашиваются определенные рекомендации и для установления взаимопонимания "отцов" и " детей" при решении такого важного вопроса, как выбор будущей профессии молодого человека:
  • родителям необходимо научиться уважать и ценить уникальность своего ребенка и помнить, что ребенок, его жизнь и судьба не являются их собственностью;
  • необходимо осознавать, что главным мотивом воспитания должно быть не "удобство" родителей, а становление и развитие ребенка как личности, нацеленной на реализацию своего сущностного потенциала, на проявление им "самости";
  • необходимо наладить в семье двустороннюю коммуникацию, то есть диалогическое общение, при котором будет установлено взаимопонимание членов семьи.

     Только стремление и умение активно слушать и понимать чувства и мысли ребенка, общаться с ним таким образом, чтобы при этом не страдало самоуважение ни его, ни других членов семьи, помогут избежать ошибок в его профессиональном самоопределении и способствовать самореализации его личности. Очевидно, что эти качества не возникают сами по себе. Они требуют от родителей упорной работы над собой. Вместе с тем это именно то, в чем они в свою очередь могут оказать помощь детям.

Copyright MyCorp © 2024